Один рейс с перегрузом может стоить компании до 400 000 рублей штрафа. Грузоотправитель требует быстрой доставки, но каждая остановка на весовой контроль отнимает драгоценное время и срывает сроки поставки. А если водителя лишат прав за перегруз — это простой машины и срыв всех контрактов.
С 1 сентября 2025 года ситуация станет еще сложнее. Новый закон обяжет проходить весогабаритный контроль, а за отказ от проверки грозит штраф до 100 000 рублей. Как защитить бизнес от штрафов и при этом сохранить прибыльность перевозок — рассказываем в статье.
Изменения в законодательстве для перегруза в перевозках
Представьте ситуацию: водитель видит пункт весового контроля и... сворачивает на объездную дорогу. Или выгружает часть товара перед весами, а после проверки загружает обратно. До сентября 2025 года такие «схемы» были популярны среди перевозчиков, ведь в законодательстве существовал серьезный пробел.
Как работает система сейчас? На данный момент у инспекторов Ространснадзора связаны руки. Они могут лишь фиксировать нарушения, но не имеют четких полномочий заставить водителя остановиться для проверки. В результате:
- только часть грузовиков проходят весогабаритный контроль;
- перевозчики могут игнорировать требования об остановке;
- контрольные пункты легко объезжаются по альтернативным маршрутам;
- эффективность системы контроля остается низкой.
Все это приводит к ускоренному разрушению дорожного полотна и создает неравные условия для добросовестных перевозчиков.
Что изменится с 1 сентября 2025 года
Новый закон кардинально меняет ситуацию. Теперь водитель обязан:
- остановиться по требованию инспектора Ространснадзора;
- предъявить полный пакет документов;
- проследовать на весы для измерения параметров транспортного средства.
За отказ от прохождения контроля грозит штраф до 100 000 рублей. А при повторном нарушении — лишение прав на 6 месяцев.
Инспекторы Ространснадзора получают право требовать обязательной остановки грузового транспорта, проводить полную проверку документации и направлять транспортное средство на весовой контроль. А еще выписывать штрафы за отказ от проверки.
Что это значит для бизнеса? Изменения затронут всех участников перевозок:
- Перевозчикам придется учитывать время на обязательные проверки.
- Грузоотправители должны более тщательно контролировать загрузку.
- Логистическим компаниям необходимо перестроить маршруты с учетом расположения пунктов контроля.
По оценкам экспертов, новые правила увеличат время доставки грузов в среднем на 10-15%, но при этом помогут сохранить дорожную инфраструктуру и создать равные условия для всех участников рынка.
Важно помнить! Уклонение от весогабаритного контроля с сентября 2025 года становится серьезным нарушением. Это не просто риск штрафа, а угроза остановки бизнеса из-за возможного лишения водителей прав. Поэтому важно заранее подготовиться к работе по новым правилам.
Штрафы за перегруз в 2025 году: что нужно знать перевозчику
Согласно актуальным данным на декабрь 2024 года, размеры штрафов за перегруз в 2025 году остаются без изменений. Действующая система взысканий, установленная в апреле 2023 года, сохраняется. Меняется только порядок контроля и ответственность за уклонение от него.
Актуальные штрафы за превышение габаритов представлены в таблице ниже.
Превышение габаритов, см | Наказание, если нет разрешения, руб. | Наказание, если есть разрешение |
не более 10 | Водители: 1 000-1 500; Должностные лица: 10 000-15 000; Юридические лица: 100 00-150 000; | Аналогичные штрафы |
от 10 до 20 | 250 000 | 200 000 |
от 20 до 50 | 350 000 | 300 000 |
более 50 | 400 000 | 400 000 |
Штрафы за превышение массы или нагрузки на ось.
Превышение массы/нагрузки | Без разрешения | С разрешением |
от 10 до 20% | 250 000 рублей | 200 000 рублей |
от 20 до 50% | 350 000 рублей | 300 000 рублей |
более 50% | 400 000 рублей | 400 000 рублей |
Важные особенности применения штрафов
При автоматической фиксации нарушений штраф выписывается собственнику транспортного средства, а его размер определяется как для юридических лиц. Срок давности привлечения к ответственности составляет 2 месяца с момента обнаружения нарушения.
Размер штрафа может быть увеличен при повторном нарушении или в случае причинения ущерба дорожному покрытию. При этом наличие специального разрешения существенно снижает финансовую нагрузку на перевозчика.
Опыт показывает: экономия на оформлении разрешений часто оборачивается штрафами, которые в разы превышают стоимость легальной документации. Именно поэтому важно заранее просчитывать маршрут и оформлять необходимые документы.
Стоит учитывать, что штрафы могут накладываться одновременно как за превышение габаритов, так и за превышение массы, что существенно увеличивает общую сумму взыскания.
Новая процедура весогабаритного контроля: что изменится с сентября 2025
С 1 сентября 2025 года процедура весогабаритного контроля грузового транспорта существенно меняется. Ниже представлены ключевые изменения и новые требования.
Аспект контроля | До 1 сентября 2025 | После 1 сентября 2025 |
Остановка по требованию инспектора | Водитель может отказаться от остановки | Обязательная остановка. Отказ влечет штраф до 100 000 рублей |
Процедура проверки | Нет четкого регламента действий | 1. Остановка. 2. Проверка документов. 3. Взвешивание. 4. Оформление результатов. |
Права инспекторов | Ограниченные полномочия, нет права принудительной остановки | Расширенные полномочия, включая право требовать обязательной остановки |
Автоматический контроль | Информационный характер | Автоматическая фиксация нарушений с выпиской штрафов |
Ответственность за уклонение | Не регламентирована | Первое нарушение — штраф до 100 000 руб. Повторное — лишение прав на 6 месяцев. |
Распределение ответственности | Нечеткое разграничение | Водитель — отказ от проверки. Собственник ТС — перегруз. Грузоотправитель — некорректная загрузка. |
Время прохождения контроля | Не учитывается в нормативах доставки | Обязательный учет в графике перевозки |
Возможность обжалования | Сложная процедура | Четкий регламент обжалования результатов |
Что это значит для логистического бизнеса?
Изменения в законодательстве направлены на создание прозрачных условий работы. Перевозчикам необходимо:
- учитывать дополнительное время на прохождение контроля;
- тщательнее планировать маршруты;
- усилить контроль загрузки транспорта.
Соблюдение новых требований поможет избежать серьезных штрафов и сохранить право на работу в сфере грузоперевозок.
Практическое применение нового закона: инструкция для бизнеса
Новые требования к весогабаритному контролю напрямую влияют на ежедневную работу как перевозчиков, так и грузоотправителей. Каждой стороне придется внести существенные изменения в свои процессы, чтобы избежать штрафов и задержек в работе.
Что меняется для перевозчиков
Главное изменение — необходимость строгого соблюдения весовых параметров. Если раньше перевозчики могли рассчитывать на возможность объезда пунктов контроля, теперь это становится невозможным. При этом допустимые параметры остаются прежними: учитываются как общая масса транспортного средства, так и нагрузка на каждую ось.
Особое внимание нужно уделить документации. Помимо стандартного пакета документов, при превышении нормативов потребуется специальное разрешение. Его отсутствие значительно увеличивает размер штрафа даже при небольшом перегрузе.
Обязанности грузоотправителей
На грузоотправителей ложится повышенная ответственность за корректную загрузку транспорта. Теперь недостаточно просто загрузить машину — необходимо обеспечить правильное распределение веса и документально подтвердить параметры груза.
Важно помнить: неправильная загрузка, которая приводит к превышению допустимых параметров, может стать основанием для взыскания убытков с грузоотправителя, если перевозчик получит штраф.
Как это отразится на стоимости перевозок
Неизбежно произойдет увеличение стоимости услуг. Причины очевидны: увеличится время доставки из-за обязательных остановок на пунктах контроля, потребуются инвестиции в весовое оборудование, возрастут затраты на оформление документации. Однако эти расходы нужно рассматривать как вложение в стабильную работу без рисков крупных штрафов и простоев техники.
До сентября 2025 года у бизнеса есть время подготовиться к новым требованиям. Разумно начать с аудита текущих процессов и постепенно внедрять изменения. Особенно важно заранее обучить персонал и протестировать новые процедуры работы.
Компании, которые своевременно адаптируются к новым требованиям, получат конкурентное преимущество. Они смогут гарантировать клиентам бесперебойные поставки без рисков задержек из-за проблем с контролем.
Как подготовиться к новым требованиям контроля: рекомендации экспертов Verum Logistics
Новое законодательство о весогабаритном контроле вступит в силу уже через полгода. Но подготовиться к нему можно уже сейчас.
Технический аспект
Пришло время задуматься о техническом оснащении. По опыту специалистов Verum Logistics, предварительный контроль веса и габаритов помогает избежать множества потенциальных нарушений.
Организационные моменты
Наши эксперты рекомендуют пересмотреть существующие логистические схемы. Необходимо учитывать расположение пунктов весогабаритного контроля при планировании маршрутов.
Работа с персоналом
Мы помогаем выстроить эффективное взаимодействие между грузоотправителями и перевозчиками, чтобы избежать проблем при прохождении контроля.
Verum Logistics предлагает комплексное решение для адаптации к новым требованиям законодательства. Мы готовы ответить на ваши вопросы. Свяжитесь с нами прямо сейчас, чтобы узнать больше о наших решениях для эффективной логистики.