9 Ноября 2023г., 09:45
358

Рынок транспортной логистики в России в 2023г

На фоне мировых экономических кризисови недавней пандемии транспортная логистика России претерпевает изменения. На состояние отрасли влияют недостаточное количество терминалов для грузовиков, плохое состояние дорог, недоступность отдаленных районов для автомобильных перевозок. Нестабильность российского рынка логистики связана с потерями товара из-за простоев и невозможности быстрой разгрузки, с отсутствием должности логиста в штатном расписании. Рассмотрим главные критерии рынка логистики в 2023 году.

Оптимизация логистических процессов

Под оптимизацией процессов подразумевается обновление грузового транспорта с участием производителей из Азии. На этом фоне заметна перестройка рынка и инфраструктуры. Другая тенденция оптимизации — упрощение международного документооборота и минимизация бюрократии на всех этапах транспортировки. Дополняют процессы оптимизации расчеты в удобной для партнеров валюте, наблюдается постепенный уход от привычных расчетов в долларах.

Ускорение доставок на последней миле

Термином принято называть последний километр маршрута, от прохождения которого зависит доверие заказчика к транспортной компании. На этом этапе производится разгрузка товаров, эта процедура доступна заказчику, он может ее оценить. Этап плохо поддается расчетам, так как на него влияют пробки, форс-мажорные обстоятельства, погодные и сезонные условия на дорогах. Задача транспортных фирм — внимание к оптимизации транспортных процессов на последнем этапе.

Логистика грузоперевозок в России с учетом завершающей стадии помогает обойти конкурентов, еще не настроивших процесс доставки грузов на последней миле.

Рост количества фулфилмент-операторов

Сотрудники этой специальности отвечают за качество перевозимых грузов в комплексе. Рынок логистики в России заинтересован в этих кадрах, так как один специалист полностью подготавливает товар к отправке. Оператор фулфилмента хранит, упаковывает и маркирует товары, отвечает за обработку отказов. Родоначальницей метода перевозок считается интернет-магазин Amazon, который опередил конкурентов, применив технологию фулфилмента. Представителям предприятий экономичнее обратиться в аутсорсинговую фирму, которая предоставит услуги фулфилмент-операторов, чем держать в штате несколько сотрудников, отвечающих за разные рабочие операции.

Изменение грузовых потоков

Рынок транспортной логистики испытывает спад, который связан с низкими темпами экономического развития. Без роста экономики невозможно увеличить грузопотоки, степень их активности будет снижаться или потоки будут оптимизироваться. Виной тому являются геополитические события, которые сдерживают рост транспортных потоков.

На этом фоне увеличивается популярность сборных грузов. Тенденция связана с тем, что при спаде экономики сложно спрогнозировать спрос на товары. Предприниматели не хотят поставлять продавцам крупные партии, так как они могут остаться на складах, что приведет к издержкам.

Новые маршруты

В условиях нестабильности экономических отношений и экономии на транспортировке российский рынок логистики требует формирования новых путей доставки грузов. Если раньше у логистов был единственный маршрут доставки, то с ростом транспортных развязок его необходимо модернизировать или включить в грузоперевозку другие виды транспорта.

Рынок транспорта и логистики страны должен быть подвижным, необходимо вовремя реагировать на предоставляемые транспортникам возможности. Если раньше использовался грузовик, доставляющий товары по проложенному маршруту, то сейчас структуру перевозки можно изменить. Половину пути груз может проехать поездом, половину с использованием фуры. В обязанности логиста предприятия входит планирование маршрута доставки. Перспективы логистики России заключаются в организации новых путей доставки товаров, приведем примеры:

  • Транскаспийский маршрут, предполагающий доставку товаров через Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;
  • перевозки из КНР можно осуществлять через Владивосток, Гродеково, Благовещенск. Это старые маршруты, анализ рынка логистики показывает, что их можно использовать и сейчас;
  • наблюдается рост активности транспортировок через Иран, Турцию, Беларусь. Морские перевозки осуществляются через Вьетнам, ОАЭ, Китай.

Тренды на изменения маршрутов актуальны, часть из них будет забыта, другая часть приобретет популярность.

Увеличение объема услуг складов

Проблема заявила о себе, исследование рынка логистики показало, что транспортникам не хватает складов для промежуточного хранения грузов. Склады сейчас строят ускоренными темпами, располагают их на оживленных маршрутах перевозок. Рост строительства складов тесно связан с услугами фулфилмента, все больше транспортных компаний отдают складские услуги на аутсорсинг. На фоне роста доли рынка логистики решение позволяет ускорить темп перевозок и сэкономить.

Устранение дефицита водителей

Современный рынок и сфера логистики испытывают дефицит водителей. Профессия востребована многими компаниями, но идут на эту должность неохотно. Зарплаты в сегменте не очень большие, много рисков и есть опасность профессиональных заболеваний. Проблема заключается и в невозможности привлекать иностранцев для транспортировки грузов, так как их патент действует только в том районе, где они оформляли документ.

В данный период ситуация с водителями на рынке логистики немного улучшается. Представители логистических компаний вынуждены повышать зарплату, улучшать условия труда, предоставляют работникам социальные гарантии, отправляют их на обучение за счет фирмы.

Цифровизация и автоматизация процессов

Объем рынка логистики в России увеличивается, так как представители компаний, осуществляющие перевозки, понимают важность точного расчета при оказании логистических услуг. С оптимизацией процессов увеличивается необходимость их перевода в электронный вид и автоматизации. Информационные технологии позволяют использовать новое программное обеспечение для достижения поставленных целей. Логистические программы способны заменить нескольких операторов, ошибки исключены.

Переоснащение парков автомашин

Еще одна проблема логистики в текущей ситуации — сложности с переоснащением импортной техники. Ситуация усложнилась после вступления в силу пакета санкций, теперь зарубежные поставщики не могут привозить дилерам запчасти. Проблема усугубляется тем, что на рынке грузоперевозок и логистики российского транспорта мало, автомобили европейского производства вынуждены простаивать из-за недостатка запчастей. Российские транспортные предприятия в этих условиях обращают внимание на китайских производителей, которые без проблем поставляют в Россию грузовики.

Важность должности логиста

В прошлые годы специальность логиста была новой и не совсем понятной. Сейчас анализ рынка логистики ясно показывает, что без этого сотрудника транспортное предприятие ждет коллапс. Логист отвечает за разработку маршрутов, распределение водителей и загрузку машин. Следит за оформлением транспортных заявок, отвечает за непрерывность и безопасность транспортных процессов. Экономить на этой должности не рекомендуется.

Развитие небольших фирм

Объем рынка логистики постоянно изменяется. Прослеживается тенденция к реорганизации крупных компаний в небольшие организации, занимающиеся перевозкой небольших по объему грузов. Эксперты полагают, что успешные компании должны быть готовы к любым рыночным колебаниям. В парке необходимо иметь не только маленькие машины для выполнения разовых заказов, но и большие фуры, востребованные, когда интенсивность транспортировок возрастает.

Умные сервисы по логистике в России

На фоне глобального тренда развития продвинутой аналитики на рынке автомобильных грузоперевозок умные сервисы по доставке грузов, в том числе негабаритных, как сельскохозяйственная и иная техника,будут способствовать повышению эффективности работы транспортных компаний. К таким платформам относится «Верум Логиcтика», которая не просто агрегирует заказы на доставку машин, объединяя интересы грузоотправителей и перевозчиков, но предоставляет транспортным компаниям инструмент влияния на маржинальность бизнеса. Уникальный калькулятор в личном кабинете наших партнеров позволяет компаниям из сотен актуальных заказов в каталоге выбрать тот или те, которые оптимально подойдут с точки зрения себестоимости исполнения, имеющегося парка, загруженности водителей.

Поделиться:

Галерея